Август 2019

Космос помогает развивать у детей творческие способности

Снимки далёких галактик стимулируют творческие способности у детей. (Фото R Jay GaBany.)

Творческое мышление в ребёнке воспитывать не только можно, но и нужно: кем бы он ни вырос и кем бы ни стал, подвижность ума и живость воображения лишними не будут. Но как пробудить в нём это самое творческое мышление? Психологи из Тель-Авивского университета (Израиль) предлагают простой способ — с помощью космоса. Творческие способности, по их словам, развиваются тем лучше, чем шире горизонт ребёнка, чем больше ему приходится думать о том, что находится в прямом смысле далеко от него.

В эксперименте приняли участие более пятидесяти детей в возрасте от шести до девяти лет. Им показывали набор фотографий, от карандаша на парте до фото Млечного Пути. Первой половине детей всё это демонстрировалось в последовательности «от карандаша до звёзд», то есть по возрастанию границ мира. Другим показывали то же самое, но в обратном порядке: для них мир сжимался. После этого дети выполняли творческое задание: ребёнку давали некий предмет и просили придумать максимальное число способов его использования. Учитывалось не только число способов, но и хитроумность, «креативность» применения объекта.

Как пишут исследователи в статье, опубликованной в Journal of Experimental Child Psychology, самый творческий подход продемонстрировали дети из первой группы, которым показывали фотографии в последовательности «от карандаша к Млечному Пути». Как объясняют психологи, сужение границ мира, замыкание на ближайшем окружении сдерживает развитие творческих способностей: всё, что ребёнок видит рядом с собой, ему знакомо, о назначении предметов вокруг он знает, и нет нужды напрягать фантазию. А вот о том, что находится далеко — условно говоря, в небе или вообще на другой планете, — дети не знают и могут только предполагать, что там происходит. И фантазия, получившая «космическую стимуляцию», распространяется на ближнее окружение.

Можно предположить, что дело тут не столько в космосе; истории про моря-океаны или таинственную Африку могут, наверное, служить таким же хорошим тренажёром для воображения. Хотя в современном мире, утыканном веб-камерами, пожалуй, только отдалённый космос остаётся достаточно загадочным, чтобы заинтересовать детский ум...

Хотелось бы, чтобы учёные провели похожее исследование и для взрослых. И хорошо бы, чтобы для повышения собственной «креативности» достаточно было лишь регулярно смотреть на звёзды.

Подготовлено по материалам Medical Xpress.

Космос помогает развивать у детей творческие способности