Истории
"Team work - 64": советские ракетоносцы против авианосного соединения ВМС США
Авианосец CV 62 «Independence»
США покинула эскадра, из 51 корабля под флагом командующего 2-м оперативным флотом. В ее составе было: две АУГ: 401-я (авианосец CV 62 «Independence» типа «Forrestal», состав авиакрыла: VF-41 (F-4B), VA-72 (A-4E, 5 VA-86 (A-6A), VA-75 (A-6A), VAW-12 (Е-1В), HU-2 (UH-2A); флагманское штабное судно, крейсер ЗУРО, 3 фрегата и 4 эсминца ЗУРО и 402-я (противолодочный авианосец CVS 18 «Wasp» типа «Oriskany», 11 эсминцев и три британских корабля ПЛО).
Противолодочный авианосец CVS 18 «Wasp»
Обе группы пошли параллельными курсами на расстоянии 800 км друг от друга на восток. 2-13 сентября у Нью-Фаундленда эскадра отрабатывала прорыв сквозь заслон атомных торпедных и ракетных лодок, при этом она была обнаружена экипажем Ту-95РЦ.
Самолет дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ
Через неделю обе группы соединились южнее Исландии и полным ходом двинулись на северо-восток. В этом районе положение эскадры снова было вскрыто самолетами-разведчиками Северного флота. Целями завершающего этапа маневров, проходившего в Норвежском море и в районе Британских островов, должны были стать «тактический ядерный удар по береговым целям» и «высадка морского десанта на обороняемое побережье».
Район Норвежского моря входил в зону ответственности Северного флота, который на то время включал мощную группировку морской авиации. В ее состав входила и 5-я Киркенесская Краснознаменная морская ракетная авиадивизия (МРАД), включающая 924-й гвардейский Киевский Краснознаменный морской ракетный авиационный полк, Оленья (Оленегорск), 574-й Печенгский дважды Краснознаменный морской ракетный авиационный полк, Катунино (Пахта), 987-й МРАП, Североморск-3. Видя такой размах действий вероятного противника, командование 5-й МРАД предложило в ответ провести учения авиации СФ. Чтобы поставить американцев на место, был составлен план, предусматривавший совместные действия двух полков Ту-16 — разведчиков и ракетоносцев. План был представлен на рассмотрение и.о. командующего ВВС КСФ адмирала Егорова (командующий Корзунов оказался в отпуске), который подписал его и проинформировал командующего Авиацией ВМФ Борзова, а тот — и.о. Главкома ВМФ Касатонова. Но Касатонов, опасаясь неконтролируемого развития событий, не спешил утверждать план. Тогда Борзов своей властью распорядился подготовить к вылету полк Ту-16К-10 и тут же получил колоссальный разнос от Касатонова, который обвинил его в желании начать войну. Вопрос поднялся на уровень политического руководства страны, В конце концов, Егорову разрешили действовать на свое усмотрение, предоставив отвечать за все самому.
Ту-16К-10
Во второй половине дня 21 сентября начальник штаба ВВС СФ В.И. Минаков отдал приказ на подъем самолетов одного из полков 5-й МРАД, которым командовал подполковник К.Л. Тимаков (более 30 Ту-16К-10). Действия ударной группы обеспечивались самолетами РЭП, разведчиками Ту-16РМ и целеуказателями Ту-16РЦ.
Ту-16РМ
Построение полка, постановка задачи, короткая команда — и экипажи разбегаются по самолетам. Одна за другой тяжелые машины с ракетами под фюзеляжами выруливают на взлетную полосу и, оглашая весь аэродром ревом двигателей, после быстрого разбега устремляются в небо. Выстроившись в колонну, они отправились по знакомому маршруту за «уголок» — Норвежский полуостров. Практически вое экипажи бывали там уже не раз, летная и штурманская подготовка были на высоте, техника надежна — и поэтому никаких проблем не возникло.
Ту-16К-10
Быстро текут минуты полета. Каждый член экипажа занят своим делом, все напряженно работают... Особое внимание — наблюдению за воздухом! Любой американский самолет, обнаружив краснозвездные ракетоносцы, тут же сообщит на борт авианосца — и прощай, внезапность... Да и встреча с «нейтралом» или даже гражданским самолетом чревата не меньшими проблемами. Потому неустанно крутят головами командиры огневых установок, до рези в глазах осматривая горизонт. В ...надцатый раз пересчитывают и уточняют прокладку штурманы — полет выполняется по счислению, локаторы включать нельзя ни на секунду, чтобы не запеленговали. Радисты, не отрываясь, вслушиваются в эфир — расслабляться нельзя, несмотря на то, что полет проходит в режиме строгого радиомолчания. В любой момент может поступить уточнение координат цели или метеообстановки в районе цели, и его нельзя пропустить! А командиры внимательнейшим образом выдерживают режим полета — курс, скорость, эшелон. Ведь каждый градус отклонения от маршрута, скорость на несколько километров больше или меньше — и самолет, а то и вся группа не выйдет в заданный район вовремя, засветится перед американцами. А это уже может сорвать всю операцию.
Ту-16К-10
Но не зря великая страна готовила своих защитников. Не зря прошли сотни часов летной подготовки, штабные работники тоже не зря ели свой хлеб — операция спланирована безукоризненно. Да и техники, буквально вылизывавшие самолеты полка, проверившие каждый винтик, заслуживают доброго слова. Все самолеты без происшествий вышли в расчетную точку. И вот он — район местонахождения американского соединения! Самолеты, разделившись заранее на группы, расходятся для атаки с разных направлений одновременно — ведь в этом и состоит суть знаменитого «звездного налета! Группы перестраиваются в боевой порядок, начинается предстартовая подготовка ракет, вперед устремляются разведчики для уточнения координат авианосцев, по сигналу самолеты РЭП, вырвавшись вперед, одновременно включают аппаратуру постановки помех…
Постановщик помех Ту-16П "Букет"
И тут же звон колоколов боевой тревоги взрывает сонное спокойствие на всех американских кораблях! Летчики занимают места в кабинах самолетов дежурного подразделения, расчеты ЗРК занимают свои места — но где искать угрозу? Экраны радаров заливает молоко помех... Адмирал вбегает в боевой информационный центр, следует быстрый доклад, техники один за другим завершают подготовку самолетов к вылету, первые «Фантомы» уже выходят на стартовые позиции, локаторщики напряженно пытаются локализовать направления угрозы, найти и классифицировать цели — но время, время летит неумолимо, помехи все сильнее, а русские ракетоносцы уже вотвот выйдут на рубеж открытия огня!
Как, наверное, неуютно было американским морякам, осознававшим беззащитность своих огромных пафосных «плавающих бегемотов» перед стремительными беспощадными жалами советских ракет. Должно быть, безотчетная дрожь пробегала по спине адмирала на мостике флагмана при мысли, что вот сейчас — все... Короткий приказ, быстрые аккорды пальцев русских операторов — и десятки «Копченых селедок», сорвавшиеся с пилонов краснозвездных «Барсуков» (Ту-16 имел наименование «Badger» по классификации НАТО), направятся к его кораблям...
Крылатая ракета КС-10 под крылом Ту-16К-10
Пусть десяток из них перехватят «Фантомы» боевого воздушного патруля (4-6 истребителей F-4B «Phantom II», максимально по 6 ракет AIM-7 «Sparrow» на каждом, вероятность перехвата цели типа КС-10 примерно 0,25-0,4, что дает 5-12 перехваченных ракет).
F-4B «Phantom II»
Пусть еще столько же будет уничтожено зенитно-ракетными комплексами кораблей охранения; в течение подлетного времени крейсер ЗУРО типа «Galveston» или «Little Rock» осуществит обстрел не более, чем двух целей, фрегат ЗУРО (Destroyer leader guided) типа «Belknap» или «Coontz» — столько же, фрегат ЗУРО типа «Leahy» — до четырех, поскольку на нем два комплекта аппаратуры наведения, эсминец ЗУРО типа «Charles F. Adams» или «Decatur» — также не более двух целей. Всего 16-20 обстреливаемых целей, вероятность поражения одной цели типа КС-10 не более 0.4-0.6, что дает те же 5-12 перехватов.
Всего выходит от 10 до 24 сбитых ракет, причем чисто теоретически, так как настолько высокоскоростные цели практически не перехватывались имеющимися средствами ПВО АУГ — как ЗРК, так и истребителями с ракетами «воздух-воздух».
Пусть одна или две ракеты из-за технических неполадок сойдут с намеченного курса (техническая надежность КС-10 составляет, по разным оценкам, 0.87-0,96).
КС-10 на транспортной тележке
Но оставшихся с лихвой хватит, чтобы, пробив, словно картонные, борта авианосца, и еще пары кораблей охранения или штабного корабля (фугасно-кумулятивная боевая часть типа ФК-10 могла пробить в разы более толстую бортовую броню, чем суммарные 150 мм для авианосца типа «Forrestal» или от силы 127 мм для модернизованного легкого крейсера Второй мировой войны типа «Cleveland». А эсминцы и фрегаты ВМС США вообще не имели никакой броневой защиты), устроить внутри корабля филиал преисподней или вообще вознести этот корабль к небесам (по расчетам, попадание в среднем 2,2 ракет с такими боевыми частями приводило к повреждениям, при которых вероятность гибели авианосца типа «Forrestal» превышала 50%).
А что, если Советы дадут разрешение на использование «ньюков» (СБЧ)?
Должно быть, вышеупомянутый адмирал очень сильно жалел, что на палубе «Independence» только лишь «Фантомы», а не проектировавшиеся барражирующие перехватчики «Missileer» — каждый с шестью дальнобойными ракетами «воздух-воздух» ХААМ-10 «Eagle» и многоканальной системой управления оружием фирмы Hughes (программа создания палубного истребителя-перехватчика Douglas F6d-1 Missileer была закрыта в декабре 1960 года).
Douglas F6d-1 «Missileer»
Все произошло именно так, как описано в бестселлере Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем». Только в книге американские самолеты атаковали соединение советских кораблей во главе с ТАРКР «Киров», а в данном случае все произошло по похожему сценарию, но с точностью до наоборот: самолеты нашли корабли, скрытно вышли в районы применения оружия, имитировали пуски ракет, при этом корабли их все-таки обнаружили, но были уже бессильны что-либо предпринять.
Советские Ту-16 вышли на американское авианосное соединение с трех направлений (так называемый «звездный налет» — нанесение удара по цели группой самолетов при одновременном заходе на цель с разных направлений или через определенные короткие промежутки времени) до рубежа пуска 160-200 км и произвели все необходимые процедуры прицеливания и наведения, исключая только отцепку ракет. По некоторым данным, даже перехватчики успели взлететь только после того, как ракетоносцы уже легли на обратный курс. Все Ту-16 приземлились глубокой ночью на аэродромах Североморск и Оленья.
Ракета К-10С - AS-2 KIPPER под Ту-16. Еще бы чуть-чуть и...
Эти события стали одной из самых ярких побед в «Холодной войне». Однако победителям было не до празднований — какую оценку их действия получили в Москве, никто не знал. 22 числа штаб ВМФ потребовал подробный доклад обо всем произошедшем. Срочно были нарисованы красочные плакаты и вместе с рапортом на одном из Ту-16 отправлены в Москву. К счастью, реакция Кремля была положительной. Операция показала, что при полете на малых высотах перехват Ту-16 до рубежа 160-200 км практически невозможен. Обеспечение действий ракетоносцев самолетами разведывательной авиации и РЭП организовано правильно и значительно повышает их эффективность. В первый раз командование ВМФ СССР получило такую возможность проверить силу вероятного противника, и эта проверка показала преимущества советской ракетоносной авиации.
А учения «Team work-64» провалились, что подтвердило последовавшее вскоре разбирательство в Сенате США, детали которого попали в прессу и вызвали громкий скандал.