Интересное
Дрожь земли: как Израиль уничтожает подземные тоннели террористов
В Израиле продолжаются спецоперации по уничтожению тоннелей, прорытых под границей на территорию страны. Зачем террористы строят такие сооружения и почему избавиться от них очень и очень сложно?
«Скала» против тоннелей
Наверное, больше всего Израиль бы хотел пожить в мире и спокойствии. Увы, пока не судьба. Не решаясь на полноценное наступление, террористические организации исламистского толка ХАМАС и «Хезболла» забрасывают города Израиля самодельными ракетами, устраивают террористические акты. Несколько лет назад нашёлся ещё один способ.
Летом 2014 года выяснилось, что со стороны границы с сектором Газа, под землей, на глубине нескольких метров прямо на территорию Израиля прорыта целая сеть тоннелей. С их помощью террористы могут эффективно совершать диверсионные операции, оказываясь в глубине территории, за спиной пограничников.
После нескольких удачных террористических актов все подземные проходы объявили террористической угрозой, и для её устранения израильские военные начали операцию «Нерушимая скала».
Придумано не худо, устроено хитро
Тоннели, прорытые террористами, это не узкий лаз, как в фильме «Побег из Шоушенка», где можно было перемещаться лишь ползком. В реальности это растянутые на сотни метров полноценные технические сооружения, рассчитанные на использование вооружёнными людьми. Как правило, высота подземных ходов около 1,8 метра, а ширина — примерно метр. Этого достаточно, чтобы перемещаться с оружием, не снижая скорости.
Выход из тоннеля, обнаруженный на израильской стороне границы в 2014-м
Почвы в этих местах песчаные, копаются легко. Своды тоннеля и стены от осыпания в большинстве мест укреплены бетонными конструкциями.
Просто, но чрезвычайно эффективно.
До того момента, как ход пророют до конца, его достаточно сложно обнаружить. Зимой 2014 года жители кибуцев, под территорией которых проходили тоннели, сообщали, что ночью слышат звуки, словно кто-то копает. Но увы, этому уделили недостаточно внимания.
За счёт длины тоннелей после прохождения трёхкилометровой буферной зоны террористы могут в течение нескольких секунд оказаться прямо посреди мирных людей. И как с этим справляться, пока непонятно.
Паника и страх среди мирного населения — одна из задач террористических операций.
Тоннели террористов — лишь маленький отголосок сети тоннелей, прорытых из сектора Газа на территорию Египта. Они используются для нарушения египетско-израильского режима блокады сектора Газа. Чтобы оценить масштаб строительства, хватит нескольких чисел. По данным израильской разведки, в секторе Газа существует 1100-1200 входов в отдельные рукава сети. Всего же нашлось 350-400 тоннелей, средняя длина которых 700-1500 метров, и всё это — на двенадцатикилометровом отрезке границы сектора Газа и Египта.
Большей частью их построили для нелегального перехода и передачи оружия. В некоторые умудряются запихивать даже автомобили.
Как же египтяне могут не замечать такую мощную работу? Всё просто: с египетской стороны тоннельные выходы находятся в жилом квартале, а глаза полицейским и военным закрывают очень серьёзные взятки. Такие ходы существуют уже много лет, с ними борются, но не слишком результативно.
Запасный ход
Хуже другое: стало известно, что тоннели в Израиль роют и с другой стороны. Несколько нашли на границе с Ливаном, где действует ещё один противник — боевики ливанской шиитской группировки «Хезболла». Сейчас военные обнаружили четыре подземных хода, которые ведут с территорий, удерживаемых боевиками, в Израиль.
Почва в этом месте весьма сложная для рытья, однако у «Хезболлы» хватает на это сил и средств. Израильских военных больше всего тревожит, что как минимум один из найденных тоннелей не имеет выкопанных выходов на израильскую территорию — а значит, всё это лишь часть масштабных приготовлений для будущих диверсий и атак.
Израильтяне ищут подземные тоннели на границе с Ливаном
В настоящее время военные проверяют приграничную территорию с Ливаном и стараются найти все возможные точки выхода в этом районе.
Топить или взрывать
Понятно, что найденные подземные ходы нужно уничтожать. Как именно — вопрос пока сложный и дискуссионный. Министр национальной инфраструктуры Юваль Штайниц даже заявил о рассматриваемой правительством возможности затапливать морской водой тоннели, ведущие из сектора Газа на египетскую территорию в районе города Рафиах. Правда это может привести к серьёзной экологической катастрофе. Кроме того, работает такой вариант только с тоннелями системы «Египет–сектор Газа».
Просто взрывать выход тоннеля на территории Израиля практически бесполезно.
Требуется либо засыпать и заминировать входы с другой стороны, либо уничтожить подземный лаз на всей его протяжённости. Естественно, выход военных для операции за границей государства сопряжён с дополнительными трудностями. Поэтому приходится изощряться — минировать выходы, заливать бетоном. Логичным выглядит использование роботов-сапёров, способных привезти взрывчатку к другому концу тоннеля, не осуществляя прямого перехода границы.
Зато военные хотят создать систему раннего оповещения о строительстве подземных ходов. В ближайшие несколько лет на разработку требуемых технологий и прототипов планируется потратить до 120 миллионов долларов. Если всё получится, то информацию о новых ветках тоннелей военные будут получать гораздо раньше, и не от разбуженных странными звуками горожан.
Израильские солдаты на ливанской границе, 5 декабря 2018 года
Пока же у Израиля есть серьёзные проблемы, требующие пересмотра практически всей системы безопасности. Смертельный для жителей государства противник может появиться прямо из-под земли) — в любую минуту.
«Скала» против тоннелей
Наверное, больше всего Израиль бы хотел пожить в мире и спокойствии. Увы, пока не судьба. Не решаясь на полноценное наступление, террористические организации исламистского толка ХАМАС и «Хезболла» забрасывают города Израиля самодельными ракетами, устраивают террористические акты. Несколько лет назад нашёлся ещё один способ.
Летом 2014 года выяснилось, что со стороны границы с сектором Газа, под землей, на глубине нескольких метров прямо на территорию Израиля прорыта целая сеть тоннелей. С их помощью террористы могут эффективно совершать диверсионные операции, оказываясь в глубине территории, за спиной пограничников.
После нескольких удачных террористических актов все подземные проходы объявили террористической угрозой, и для её устранения израильские военные начали операцию «Нерушимая скала».
Придумано не худо, устроено хитро
Тоннели, прорытые террористами, это не узкий лаз, как в фильме «Побег из Шоушенка», где можно было перемещаться лишь ползком. В реальности это растянутые на сотни метров полноценные технические сооружения, рассчитанные на использование вооружёнными людьми. Как правило, высота подземных ходов около 1,8 метра, а ширина — примерно метр. Этого достаточно, чтобы перемещаться с оружием, не снижая скорости.
Выход из тоннеля, обнаруженный на израильской стороне границы в 2014-м
Почвы в этих местах песчаные, копаются легко. Своды тоннеля и стены от осыпания в большинстве мест укреплены бетонными конструкциями.
Просто, но чрезвычайно эффективно.
До того момента, как ход пророют до конца, его достаточно сложно обнаружить. Зимой 2014 года жители кибуцев, под территорией которых проходили тоннели, сообщали, что ночью слышат звуки, словно кто-то копает. Но увы, этому уделили недостаточно внимания.
За счёт длины тоннелей после прохождения трёхкилометровой буферной зоны террористы могут в течение нескольких секунд оказаться прямо посреди мирных людей. И как с этим справляться, пока непонятно.
Паника и страх среди мирного населения — одна из задач террористических операций.
Тоннели террористов — лишь маленький отголосок сети тоннелей, прорытых из сектора Газа на территорию Египта. Они используются для нарушения египетско-израильского режима блокады сектора Газа. Чтобы оценить масштаб строительства, хватит нескольких чисел. По данным израильской разведки, в секторе Газа существует 1100-1200 входов в отдельные рукава сети. Всего же нашлось 350-400 тоннелей, средняя длина которых 700-1500 метров, и всё это — на двенадцатикилометровом отрезке границы сектора Газа и Египта.
Большей частью их построили для нелегального перехода и передачи оружия. В некоторые умудряются запихивать даже автомобили.
Как же египтяне могут не замечать такую мощную работу? Всё просто: с египетской стороны тоннельные выходы находятся в жилом квартале, а глаза полицейским и военным закрывают очень серьёзные взятки. Такие ходы существуют уже много лет, с ними борются, но не слишком результативно.
Запасный ход
Хуже другое: стало известно, что тоннели в Израиль роют и с другой стороны. Несколько нашли на границе с Ливаном, где действует ещё один противник — боевики ливанской шиитской группировки «Хезболла». Сейчас военные обнаружили четыре подземных хода, которые ведут с территорий, удерживаемых боевиками, в Израиль.
Почва в этом месте весьма сложная для рытья, однако у «Хезболлы» хватает на это сил и средств. Израильских военных больше всего тревожит, что как минимум один из найденных тоннелей не имеет выкопанных выходов на израильскую территорию — а значит, всё это лишь часть масштабных приготовлений для будущих диверсий и атак.
Израильтяне ищут подземные тоннели на границе с Ливаном
В настоящее время военные проверяют приграничную территорию с Ливаном и стараются найти все возможные точки выхода в этом районе.
Топить или взрывать
Понятно, что найденные подземные ходы нужно уничтожать. Как именно — вопрос пока сложный и дискуссионный. Министр национальной инфраструктуры Юваль Штайниц даже заявил о рассматриваемой правительством возможности затапливать морской водой тоннели, ведущие из сектора Газа на египетскую территорию в районе города Рафиах. Правда это может привести к серьёзной экологической катастрофе. Кроме того, работает такой вариант только с тоннелями системы «Египет–сектор Газа».
Просто взрывать выход тоннеля на территории Израиля практически бесполезно.
Требуется либо засыпать и заминировать входы с другой стороны, либо уничтожить подземный лаз на всей его протяжённости. Естественно, выход военных для операции за границей государства сопряжён с дополнительными трудностями. Поэтому приходится изощряться — минировать выходы, заливать бетоном. Логичным выглядит использование роботов-сапёров, способных привезти взрывчатку к другому концу тоннеля, не осуществляя прямого перехода границы.
Зато военные хотят создать систему раннего оповещения о строительстве подземных ходов. В ближайшие несколько лет на разработку требуемых технологий и прототипов планируется потратить до 120 миллионов долларов. Если всё получится, то информацию о новых ветках тоннелей военные будут получать гораздо раньше, и не от разбуженных странными звуками горожан.
Израильские солдаты на ливанской границе, 5 декабря 2018 года
Пока же у Израиля есть серьёзные проблемы, требующие пересмотра практически всей системы безопасности. Смертельный для жителей государства противник может появиться прямо из-под земли) — в любую минуту.