Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Авто/Мото

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


В конце прошлого года поисковая команда AC Heritage обнаружила в Харькове остатки самого первого послевоенного велосипеда ХВЗ В-14 «Харьков», с которого началось возрождение велопроизводства сразу на двух заводах. Потребовалось несколько месяцев реставрационных работ, чтобы раритетный велосипед предстал в первозданном облике. Но результат оказался более чем впечатляющим.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


Харьковский велозавод в годы Второй мировой войны был эвакуирован в Среднюю Азию и велосипеды не выпускал долгих 4 года. Уже после возвращения в родной город, ХВЗ почти 9 месяцев отстраивали и восстанавливали. И только в конце 1945 года завод начал выпускать первые велосипеды. Это и были ХВЗ В-14 «Харьков».

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


Притом, В-14 – это была абсолютно новая модель, которую до войны на заводе не выпускали. Более того, она заметно отличалась от предыдущей продукции велозавода короткой рамой, 26-дюймовыми колесами и наличием немецких комплектующих, которые СССР получал по репарациям из Германии.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


В первые годы В-14 комплектовали немецкими втулками. Во время войны их не хромировали, а красили.

В частности, на найденном экземпляре установлена задняя втулка типа Torpedo фирмы Fichtel&Sachs еще в военном исполнении. Такие же ставили и на велосипеды вермахта Truppenfahrrad. В качестве опции В-14 можно было снабдить багажником, фарой и генератором-динамкой. Последний здесь фирмы Bosch, а фара также немецкого производства.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


ХВЗ В-14 был укомплектован высокопрофильными шинами размерности 26*2, что делало его удобным для езды по грунтовым дорогам и бездорожью. Сейчас бы его отнесли к категории внедорожных байков.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


ХВЗ В-14 выпускался с 1945 по 1950 годы. Притом, В-14 уникален еще и тем, что именно с этой модели началась и история еще одного Львовского велозавода (ЛВЗ).

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


Во Львов с 1946 года поставлялись комплекты таких велосипедов для последующей сборки. Из разных источников известно, что ХВЗ В-14 в 1945 году было выпущено примерно 15 тыс. шт., а в 1946 – 60 тыс. шт. В 1948 году только во Львов было оправлено почти 12 тыс. комплектов В-14.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


Найденный экземпляр ХВЗ В-14 долгое время пролежал на чердаке, что и спасло его для истории.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


Сохранились не только детали, но и шины и даже оригинальное седло. Реставратору велотехники Виктору Ходееву понадобилось несколько месяцев, чтобы воссоздать оригинальный облик первого послевоенного велосипеда ХВЗ.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


Но зато теперь есть полностью оригинальный экземпляр первенца послевоенного велостроения сразу двух заводов – ХВЗ и ЛВЗ.

Наше наследие: Первый послевоенный велосипед ХВЗ В-14


Сейчас велосипед находится в коллекции AC Heritage, хотя ему явно место в каком-нибудь музее. Ведь до наших дней дожило лишь 5 экземпляров В-14, о которых известно публично.

И в завершение — видео об этом велосипеде.


Источник
© 2012 FUN-SPACE.ru. Все права защищены.
Создание сайтов Санкт-Петербург Яндекс.Метрика