Вертолеты Harbin Z-9 – это семейство китайских многоцелевых вертолетов. Данная винтокрылая машина является лицензионной копией французского вертолета «Aerospatiale Dauphin». Вертолет Z-9 поступил на вооружении НОАК в 1994 году, в то же время модификация данного вертолета Z-9W (WZ-9) стала первым противотанковым вертолетом, который был построен в Китае. Данные вертолеты помимо всего прочего поставляются на экспорт. В 2008-2011 году Китай продал 4 вертолета Z-9 на сумму в 30 млн. долларов, на 2012 – 2015 годы портфель заказов на данный вертолет оценивается в 43 машины или 473,8 млн. долларов.
Армия Китая планирует использование вертолета Z-9 в трех основных вариантах. Большая часть выпущенных машин будет представлять собой десантный вариант вертолета, также планируется использование вертолета с установкой большого количества вооружений (ударный вариант), предназначенного для поддержки сухопутных войск на поле боя. Помимо этого для нужд ВМФ Китая была спроектирована специальная облегченная версия вертолета. Стоит отметить, что на вертолеты серии Z-9 в Китае возлагаются особые надежды. Налаживание лицензионного производства сравнительно современного французского вертолета позволило КНР получить доступ к европейским технологиям 80-х годов прошлого века и заложить собственное семейство не только военных, но и гражданских версий вертолета Z-9 с хорошей перспективой их массового выпуска. В настоящее время в Китае было выпущено более 150 вертолетов данного типа. Помимо этого появившийся технический задел позволил Пекину начать работы над созданием первого китайского специализированного боевого вертолета под обозначением Z-10.
Прототипом для китайского вертолета Z-9 был выбран многоцелевой французский вертолет AS 365N «Dauphin II». Согласно лицензионному соглашению, подписанному 2 июля 1980 году с компанией «Аэроспасьяль» (на сегодняшний день входит в состав концерна «Еврокоптер»), Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была провести в КНР сборку первых 50 вертолетов из поставленных французских деталей. Сборка вертолетов была начата в 1981 году. Первая партия в количестве 28 машин была собрана полностью из узлов и агрегатов, поставленных из Франции, вертолеты полностью повторяли AS 365N1. При этом в Китае машине дали новое имя – Z-9.
Следующие 20 вертолетов также были собраны из французских деталей и соответствовали версии вертолета AS 365N2, в КНР они получили обозначение Z-9A. Последний из этих вертолетов был собран в январе 1992 года. После этого были произведены еще 2 вертолета, получивших обозначение Z-9A-100. Данные машины были уже полностью китайской разработкой. К тому моменту Китай смог освоить начатый в 1986 году на заводе SAEC в Чжучжоу выпуск лицензионных двигателей Турбомека «Ариэль» 1С1 мощностью 740 л.с. Двигатели выпускались под маркой WZ8A. Построенные вертолеты Z-9A-100 по планеру были собраны на 72,2% из китайских деталей, по двигателям они имели 91% локализации. Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 января 1992 года, к концу того же года машина прошла сертификацию. В 1993 году началось ее серийное производство. Серийные версии вертолета снова получили новое обозначение – Z-9B. Эти вертолеты, в отличие от оригинальных французских AS 365N, обладали в фенестроне 11 более широкими композитными лопастями вместо 13 металлических.
На вооружение НОАК новый многоцелевой вертолет Z-9B был принят в 1994 году. В настоящее время он, вероятно, является самой массовой машиной в составе армейской авиации НОАК. Первые вертолеты данного типа поступали в элитные Шэньянский и Пекинский военные округа. Многофункциональный вертолет в состоянии перевозить до 8-10 членов десанта с полной экипировкой, выполнять связные и спасательные функции, корректировать действия артиллерии, решать задачи РЭБ. Для нужд морской авиации НОАК производится модификация вертолета под обозначением Z-9C. Данный вертолет может базироваться на борту фрегатов, эсминцев, он оснащен поисковой РЛС и опускаемой гидроакустической станцией. Вооружение морского вертолета может состоять из 2-х торпед или ПКР с телевизионным наведением. Версии вертолета, которые производятся для гражданских нужд, имеют индексы Н410, Н410А (для жаркого климата), Н425 (VIP-версия).
Отличительной особенностью нового китайского вертолета стало широкое применение в его конструкции композиционных материалов, что позволило, с одной стороны, снизить вес и эффективную площадь рассеяния, а с другой – обеспечить живучесть конструктивных элементов в случае поражения их пулями калибра до 12,7-мм. Помимо этого, для увеличения живучести винтокрылой машины были использованы протектированные топливные баки. Некоторые жизненно важные узлы и агрегаты систем управления двигателем и полетом, а также кресла членов экипажа были бронированы. Сообщается, что новые вертолеты Z-9 на 59% состоят из композитных материалов и на 28% – из алюминиевых сплавов.
Ударная версия вертолета Z-9W оснащается 2-мя 23-мм автоматическими пушками Type-1. На элементах внутренней подвески данный вертолет может нести до 8 противотанковых ракет HJ-8Е (дальность ведения огня – 3-4 км) или 2-х контейнеров с пусковыми установками для 90 или 57-мм НУР. Также на вертолет можно установить 2 контейнера, оснащенных пулеметами калибра 12,7-мм. Начиная с 2000 года, на вооружении вертолета появились УР класса «воздух-воздух» TY-90 с тепловой системой самонаведения.
Созданный в 2005 году ночной ударный вертолет Z-9WA отличается от своих предшественников, прежде всего, смонтированным в нижней части вертолета «шаром» – гиростабилизированной оптико-электронной системой, созданной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC). Данная система включает в себя инфракрасный и телевизионный каналы, что позволяет эффективно использовать вертолет в дневных и ночных условиях. Помимо этого на машину был установлен новый двигатель повышенной мощности WZ8C (860 л.с.), новые средства РЭБ и связи. Приборная доска кабины пилотов была дополнена 2-мя большими информативными, многофункциональными индикаторами на рабочих местах каждого из пилотов, а также одним небольшим индикатором – в центре.
Летно-технические характеристики Z-9W: Размеры: диаметр несущего винта – 12,0 м., диаметр рулевого винта – 1,1 м., длина – 14,46 м., высота – 3,47 м. Масса пустого – 2 050 кг., максимальная взлетная – 4 100 кг. Запас топлива – 1 135 л. во внутренних баках Тип двигателя – 2 турбовальных Zhuzhou Aeroengine Factory WZ-8A, 2х848 л.с. Максимальная скорость у земли – 305 км/ч., крейсерская – 260 км/ч Практическая дальность – 1 000 км. Статический потолок – 2 600 м., с использованием эффекта земли – 6 000 м. Экипаж – 2 человека (пилот и оператор вооружения) Вооружение: 2х23-мм пушки Type-1, 4 точки подвески: УР «воздух-земля»: 8 × ПТУР HJ-8E, УР «воздух-воздух»: 2 × TY-90, либо 2 блока НУР калибра 90-мм или 57-мм.